Формы работы с родителями

Родительские собрания

В течение года проводится несколько родительских собраний (от 3 до 5), тематика которых планируется в зависимости от речевого ди­агноза и от возраста детей.

Первое собрание приходится на конец мая после комплектования логопедических групп медико-психолого-педагогической комиссией и ознакомления логопедов с медицинскими заключениями специали­стов, обследовавших детей при поступлении в группы с речевой па­тологией.

Логопеды в доступной форме объясняют родителям суть речево­го дефекта детей, знакомят с популярной литературой по речевому нарушению.

Большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осозна­ют всей тяжести речевого нарушения, отмечая, как правило, только неправильное звукопро-изношение, причем в большинстве случаев лишь звуков ш, ж, р, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи.

Нарушение звуконаполняемости и слоговой структуры слов ро­дители, как правило, относят к возрастным особенностям речи детей, не замечают бедности, неточности словаря, умиляются ошибкам грамматического плана.

На собрании родители получают задание: к первой индивидуаль­ной беседе с логопедом (в сентябре) подготовить ответы на вопросы анкеты анамнестических сведений, так как не все родители во время пер­вой беседы могут ответить с достаточной достоверностью и убеди­тельностью на вопросы об особенностях течения беременности, родов и раннего речевого развития ребенка. Анализ таких анкет позволяет логопеду более точно дифференцировать рече­вой диагноз и, следовательно, индивидуальную работу с родителями.

Второе родительское собрание проводится в конце сентября по результатам обследования (логопеда, психолога, воспитателей). На этом собрании родители знакомятся с выводами специалистов о состоянии знаний и умений детей в различных видах деятельности. Логопед дает рекомендации по организации ежедневных занятий с ребенком дома, по работе с индиви-дуальной тетрадью ребенка. Ро­дители получают полную информацию об организации логопедической помощи детям в условиях логопедической группы.

Зачастую после знакомства с результатами об­следования многие родители коренным образом меняют представление о речевом развитии своих детей, работе логопедов и воспитателей.

Третье собрание родителей проводится в январе. На этом собра­нии логопед информирует их об итогах обучения детей за истекший срок, знакомит с основными направлениями дальнейшего коррекционного обучения, предлагает родителям поделиться наблюдениями за развитием речи детей. Это собрание можно провести в форме деловой игры, круглого стола, родительской гостиной.

Четвертое собрание проводится по итогам коррекционного обучения (в мае), на нем даются рекомендации по закреплению получен­ных навыков правильной речи в летний период.

Консультации

Кроме собраний важным видом взаимосвязи в работе логопеда и родителей являются консультации. Консультации логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.

Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересуют родителей:

— «Артикуляционная гимнастика» (приложение 5)

— «Развитие мелкой моторики» (приложение 6)

— «Выполнение домашнего задания»

— «Развитие внимания и мышления»

— «Речевые игры дома»

— «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях»

— «Как научить ребёнка читать»

— «Как учить звуко-буквенному анализу».

К некоторым консультациям готовится специальное оборудование, то есть организуется выставка пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводные игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол кубики.

Следует отметить, что консультации бывают фронтальные и инди­видуальные.

Фронтальные проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедичес-кий всеобуч родителей. Тематика таких консультаций опре­деляется на период обучения или целый учебный год, при необходи­мости она может меняться. Перед очередной консультацией (за 1-2 недели) в информационной папке родители могут ознакомиться с во­просами, выносимыми на консультацию, предложить свои для обсу­ждения. Примерный перечень тематических консультаций может быть следующим:

— готовность детей к звуковому анализу;

— постановка и автоматизация отдельных групп звуков;

— обучение детей с ОНР рассказыванию;

— обучение грамоте детей с ОНР.

Индивидуальные консультации проводятся по приглашению ло­гопеда или по просьбе или предложению родителей один раз в неде­лю, в определенный день. В этот день логопед работает во второй по­ловине дня. На этих консультациях логопед демонстрирует успехи ребенка в преодолении дефекта, объясняет, какая помощь необходима ребенку со стороны родителей на данном этапе обучения.

Открытые занятия

Иногда фронтальные и индивидуальные консультации сопро­вождаются показом открытых занятий. Родители при необходи­мости и при наличии возможностей могут посещать занятия лого­педа и воспитателей в течение всего периода обучения и могут ви­деть, оценивать и сравнивать речь собственного ребенка и других детей.

Принцип открытости обучения всегда увеличивает, усиливает эффект воздействия на речь и в целом на личность ребенка.

На родительских собраниях и консультациях логопед дает реко­мендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования наглядных средств и манипуляций с предме­тами в домашних условиях.

Во время занятий с детьми в домашних условиях родители имеют более широкие возможности для использования разнообразных видов наглядности, когда дети могут и на ощупь определить форму, размер, цвет, твердость предметов, попробовать на вкус, убедиться в сочно­сти овощей и фруктов, ощутить разницу в затрате мышечных усилий при пережевывании различных видов пищи. Преимущества натураль­ных наглядных средств очевидны при изучении времен года и при наблюдениях за явлениями природы (роса, туман, метель, снежная крупа, иней, наст), которые трудно или невозможно продемонстриро­вать с помощью других видов наглядности.

Родители получают информацию о необходимости дозирования нагрузки детей, выполнении санитарно-гигиенических требований по оборудованию места для занятий ребенка дома.

Наглядная информация

Для родителей может быть представлена в виде различных уголков, советов логопеда на доске объявлений, информационных папок с вкладышами с рекомендациями по закреп­лению полученных знаний.

Для удобства работы можно использовать определенные карточки с заданиями, в которых сконцентрирован многолетний опыт совместной работы логопедов и родителей по кор­рекции общего недоразвития речи детей.

Материал карточек служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала детьми, на определение готовности к обучению в школе, помогает родителям активнее участвовать в процессе обуче­ния, более грамотно включаться в коррекционную программу воздей­ствия по преодолению речевого дефекта.

Родители, внимательно изучив домашнее задание, имеют воз­можность сориентироваться, на каком наглядном материале можно закрепить лексику и грамматику по изучаемой теме, в какие сюжетно-ролевые игры или режимные моменты ввести данный материал, ка­кую использовать художественную литературу.

К примеру, при изучении темы «Посуда» родителям рекоменду­ется закрепить:

  1. Словарь.

а) Рассмотреть посуду, имеющуюся в доме, и классифицировать ее в соответствии с назначением: чайная, столовая, кухонная, столо­вые приборы.

б) Объяснить назначение каждого предмета: Чашка нужна для то­го, чтобы пить чай. (Я пью чай из чашки).

в) Назвать части посуды (стенки, дно, крышка, ручки, носик).

г) Постучать по краю посуды деревянной ложкой, по звуку опре­делить, из какого материала сделана посуда (стекло, глина, металл, дерево, фарфор, пластмасса), назвать относительные прилагательные: стеклянный, металлический, фарфоровый.

2. Грамматический строй.

а) Образовать множественное число имен существительных: ка­стрюля — кастрюли; чашка — чашки.

б) Существительные с уменьшительными суффиксами: стакан — стаканчик, тарелка — тарелочка.

в) Числительные с существительными: нарисуй (слепи, сосчитай, поставь) 1 чашку, 2 чашки, 5 чашек.

г) Прилагательные с существительными: красная чашка, фарфо­ровое блюдце, пластмассовый стаканчик.

д) Местоимения с существительными: моя чашка, мой стакан, мое блюдце, мои тарелки.

е) Родительный падеж имен существительных: стакан без до­нышка, чайник без носика.

3. Связная речь.

а) Описательный рассказ по плану. Что это? Какой? Из чего сде­лан? Какой он? Что у него есть? Для чего он нужен?

б) Сравнительно-описательный рассказ двух предметов. Чем по­хожи? Чем отличаются?

в) Рассказ по серии картинок. Установить правильную последо­вательность событий. Составить 1-2 предложения по каждой картин­ке. Кто что делает?

г) Пересказ прочитанного текста. «Федорино горе» К. Чуковского.

4. Предложить ребенку поучаствовать в сервировке стола, пона­блюдать в магазине за продажей и упаковкой посуды.

Семинар-практикум

Следующей важной формой работы с родителями являются семинары-практикумы, на кото­рых родителей знакомят с тре­бованиями, методическими условиями, правилами выполнения практических заданий и обучают их навыкам работы над артикуляцией, дыханием, развитием мелкой моторики рук, развитием силы, высоты голоса. На каждом семинаре-практикуме в течение длительного времени родителям наглядно демонстрируют все упражнения, объясняют, на что нужно обращать внимание при выполнении их детьми дома, как откорректировать не­точности.

Примерные темы для семинаров-практикумов:

· «Цели, задачи и методические ре­комендации для проведения дыха­тельной гимнастики с ребенком в домашних условиях»;

· «Цели, задачи и методические ре­комендации для проведения арти­куляционной гимнастики с ребенком в домашних условиях»;

· «Методические рекомендации для проведения пальчикового игротренинга с детьми в домашних условиях. Подготовка руки к письму»;

· «Игры и упражнения, направленные на развитие силы, высоты и инто­национной выразительности голоса детей с ОНР».

Логопедическая тетрадь

«Логопедическая тетрадь» — пособие, включающее 10 конспектов домашних логопедических занятий родителей с ребенком. Темы занятий соответствуют перспек­тивному планированию в системе коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР разработанной Н. В. Нищевой.

Также тетрадь, являясь интерактивной формой работы, служит как бы «телефоном доверия»: родитель может задать через тетрадь любой вопрос, поделиться сомнением относительно ка­чества выполнения заданий ребенком. Для этого в каждом конспекте посо­бия имеются графы «Наши успехи» и «Примечания». Номера выполненных заданий родитель отмечает кружочком, невыполненных — минусом.

Тетрадь выдается родителям раз в неделю на выходные дни, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребенка.

Рекомендуется родителям разделять весь объем занятия на два дня, чтобы не утомить ребенка и не вызвать у него негативные реакции по отношению к процессу обучения.

Видеотека

Нетрадиционная форма работы с родителями – видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.

Библиотека игр и упражнений 

является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Библиотека также может пополняться благодаря предложениям самих родителей, подбором практического материала на практическую тему, изготовлению пособий самими родителями.

Речевые праздники

Полезным для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Очень удачными являются театральные миниатюры с грамматическим содержанием. В начале дети и родители соревнуются в подборе грамматических категорий, а во второй части дети показывают родителям две сценки-миниатюры.

Экспресс-листы

сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.

Папка-передвижка представляет собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

При проведении работы по повышении педагогической культуры родителей среди всех форм работы (коллективная, индивидуальная, наглядная) нужно сделать акцент на обучении родителе практическим приёмам работы, которые очень важны для достижения результатов в коррекционном процессе. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень самосознания и заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе логопеда. А показатель уровня их самосознания – это понимание важности и нужности их знаний и умений, чтобы практически помочь своему ребёнку.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна -Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 16.09.2019 — 14:27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *