Диагностика родителей

Хочу предложить вам диагностику родителей. Она не моя. ) Вашему вниманию предлагается Анкета для родителей, разработанная Громовой О.Е. (Института коррекционной педагогики РАО), которая не имеет аналогов в отечественных методических изданиях по логопедии.

Она ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка старшего дошкольного возраста в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербальных средств общения. Родители, заполняя эту анкету, смогут проанализировать собственное речевое поведение, задуматься о том, какие возможности для стимуляции речи своего ребенка они используют.

Обратите внимание, что описанные фрагменты поведения касаются конкретных ситуаций, с которыми сталкивается ребенок в течение дня, следуя основным режимным моментам (сон, кормление, активное бодрствование, туалет).

Ситуация I. Находясь в хорошем настроении, ребенок по собственному желанию подражает новым звукам или новым словам, которые произносит взрослый при игре, на прогулке, чтении книги и т.п.

  1. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации II).

2. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

__________________________________________________________________

3. Смотрит ли ребенок при этом на вас, как бы прося поощрить его речевые попытки?

Да, часто.

Иногда.

Нет.

Ситуация II. Ребенок самостоятельно играет с каким-то предметом. Например, катает машинку, мячик, складывает из кубиков башню, играет с мягкой игрушкой или куклой. При этом он что-то постоянно произносит «на своем языке», смысл его «слов» вам не понятен, однако интонации указывают на то, что он произносит нечто связное и осознанное, но только для себя, а не обращенное к вам.

4. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации III).

5. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

1 _________________________________________________________________

2 _________________________________________________________________

3 _________________________________________________________________

6. Опишите, пожалуйста, фрагмент этого звукового потока или перечислите отдельные звуки, которые вы сумели отчетливо распознать на слух. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Ситуация III. Во время совместной деятельности (игра, прогулка, кормление) взрослый просит ребенка повторить за ним слово.

А) Мы никогда не просим ребенка повторять слова за взрослым (переход к ситуации IV).

Б) Ребенок внимательно смотрит на лицо говорящего человека и пробует воспроизвести нужное слово.

7. Наблюдаете ли вы такое поведение у вашего ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру В).

8. В каких ситуациях вы наблюдаете такое поведение? Перечислите.

__________________________________________________________________

9. Слово, произносимое ребенком:

— приблизительно напоминает слово, произнесенное взрослым;

— похоже на фрагмент слова взрослого;

— совсем не похоже на образец взрослого.

В) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя свое негативное отношение к данной ситуации.

10. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Г).

11. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция вашего ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:

— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;

— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому он не способен воспроизвести новую звуковую последовательность;

— ребенок проявляет свое упрямство, он часто отказывается выполнять и другие задания, например, убрать свои игрушки на место или сложить одежду на стульчик;

— вам кажется, что ребенок __________________________________________ .

Г) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, двигает языком, ищет правильную артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.

12. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации IV).

13. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:

— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;

— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;

— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;

— вам кажется, что ребенок __________________________________________ .

Ситуация IV. Взрослый разговаривает с ребенком по телефону. Ребенок в ответ на реплику взрослого улыбается и издает отдельные звуки или сочетания звуков. Затем он замирает, молча выслушивает очередную фразу взрослого, обращенную к нему, и снова что-то по-своему «говорит». Со стороны эта ситуация напоминает диалог, обмен репликами, хотя смысл детского сообщения непонятен взрослому.

14. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации V).

15. Звуки, произносимые ребенком напоминают:

— воркование;

— гуканье;

— лепет;

— неразборчиво произносимые слова;

— неразборчиво произносимые фразы;

— не подходят не под одно из перечисленных выше описаний.

Ситуация V. Ребенок хочет пить определенную жидкость, например, молоко. Как он сообщает об этом взрослому?

А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда сам может налить себе молоко (переход к ситуации VI).

Б) Произнесет название жидкости (при этом оно может звучать очень искаженно).

16. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру В).

В) Скажет слово «пить» и укажет на нужную жидкость.

17. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Г).

Г) Покажет на нужную жидкость.

18. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Д).

Д) Начнет капризничать, и вы сами догадаетесь, что он хочет пить и, вероятно, предложите ему именно молоко.

19. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации VI).

Ситуация VI. Ребенок хочет есть определенный продукт питания, например, яблоко. Как он сообщает об этом взрослому?

А) Моему ребенку не нужно сообщать об этом желании, так как он всегда может взять яблоко сам (переход к ситуации VII).

Б) Скажет, используя название продукта (при этом слово «яблоко» может звучать очень искаженно).

20. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру В).

В) Скажет слово «дать» и укажет на нужный продукт.

21. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Г).

Г) Покажет на нужный продукт.

22. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Д).

Д) Начнет капризничать, и вы догадаетесь, что он хочет есть и, вероятно, предложите ему именно яблоко.

23. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет.

Ситуация VII. Перед сном взрослый читает или рассказывает ребенку хорошо знакомую сказку. Он специально не договаривает одно слово в конце фразы, чтобы ребенок «помог» ему правильно закончить высказывание.

А) Мы никогда не используем такого приема (переход к ситуации VIII).

Б) Ребенок договаривает нужное слово (при этом оно может звучать очень искаженно).

24. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации В).

В) Ребенок может произнести нужное слово, но отказывается это сделать, активно демонстрируя свое нежелание (отрицательный жест, капризы, закрывание книги или, наоборот, подталкивание ее к читающему взрослому).

25. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации Г).

26. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:

— ребенок боится, что у него не получится хорошо произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;

— ребенок невнимательно слушал сказку, поэтому не способен вставить нужное слово;

— ребенок проявляет свое упрямство, часто отказывается выполнять и другие речевые задания по просьбе взрослого. При этом неречевые задания, например, показать нужную картинку, выполняет без особых проблем;

— вам кажется, что ребенок __________________________________________ .

Г) Ребенок даже не пробует воспроизвести нужное слово, а сразу отказывается (отворачивается от взрослого, воспроизводит отрицательный жест головой) или начинает капризничать, демонстрируя негативное отношение к данной ситуации.

27. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации Д).

28. Как вы считаете, чем вызвана негативная реакция ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:

— ребенок боится, что у него не получится произнести слово из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;

— ребенок невнимательно слушал задание взрослого, поэтому не способен воспроизвести данную звуковую последовательность;

— ребенок проявляет упрямство, часто отказывается выполнять задания, не связанные с произнесением слов;

— вам кажется, что ребенок __________________________________________ .

Д) Ребенок пробует воспроизвести нужное слово (вытягивает губы, напрягает язык, ищет артикуляционную позу), но у него ничего не получается. Он отказывается от следующей попытки даже при активной поддержке со стороны взрослого.

29. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к ситуации VIII).

30. Как вы считаете, чем вызваны затруднения у ребенка? Выберете ответ, который, на ваш взгляд, является более правильным, или предложите свой вариант:

— ребенок боится, что у него не получится из-за трудностей с артикуляцией звуков речи;

— ребенок очень невнимателен, поэтому он сразу же отвлекается на что-то другое и не предпринимает новую попытку воспроизвести трудное слово;

— ребенок проявляет свой характер, он часто отказывается от выполнения трудных заданий;

— вам кажется, что ребенок __________________________________________ .

Ситуация VIII. Ребенок хочет в туалет. Как он сообщит вам об этом?

А) С помощью специальных слов «а-а», «ка-ка» и т.п.

31. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру Б).

Б) С помощью определенного жеста или действия (покажет на свои штанишки или станет их снимать, сам сядет на горшок).

32. Наблюдаете ли вы такое поведение у ребенка?

Да, часто (несколько раз в день).

Иногда (раз в день).

Изредка (раз в несколько дней).

Нет (переход к примеру В).

В) Ему не надо сообщать об этом, потому что он пользуется памперсами.

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Диагностируя родителей, логопед выявляет уровень их компетентности о развитии своего ребенка. Эти данные являются для логопеда важным указателем на речевые и не только проблемы ребенка, помогают построить наиболее эффективный план работы с ребенком.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна -Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 16.09.2019 — 14:25

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *