ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Смотрите,что я для вас приготовила. Вкусно? А то… почему в таком формате? Мои тексты злостно копируют…Итак…

Диагностика включает в себя 3 группы заданий.

Задания 1-ой группы позволяют определить уровень словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики.

Задания 2-ой группы выявят степень освоения ребенком грамматического строя родной речи.

Задания 3-й группы (традиционно относимые к развитию связной речи) позволят выявить, насколько у ребенка развиты умения таких видов речевой деятельности, как говорение, слушании, чтение-слушание. Звуковая культура речи ребенка также диагностируется при выполнении заданий этой группы.

Диагностику следует проводить как индивидуальную, в 3 приема.

I. Определение уровня словарного запаса ребенка и способности к использованию им в своей речи усвоенной лексики

Задание 1. 

Придумай как можно больше слов, которые начинаются на РА. Например, РАзложить, РАдио (время — 1 мин.)

Оценка:
6 — 7 слов — высокий уровень; 
3 — 5 слов – средний уровень,

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 2. 

Я начинаю, а ты закончи слово. (Всего дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов: ко, на, за, ми, му, до, че, при, ру, во. Если ребенок молчит, несмотря на повторение данного слога, или механически повторяет данный слог, то нужно перейти к следующему слогу.)

Оценка:

Дополнил все слоги до целого слова — высокий уровень.

Дополнил половину слогов — средний уровень.

Дополнил 2 слога и меньше — низкий уровень.


Задание 3. 

Я называю слово, а ты объясняешь, что это такое. Что это?

мяч –

яблоко –

дорога –

книга –

часы –

Оценка:
4-5 слов — высокий уровень

2-3 слова – средний уровень, 
0-1 слово – низкий уровень.

Задание 4. 

Отвечай быстро: кто или что? Например, прыгает – собака (время – 30 сек.)

летит –

кричит –

лает –

вьется –

ворчит –

рычит –

плачет –

смеется –

рисует –

ломает –

сажает –

думает –

скрипит –

каркает –

чирикает –

говорит –

пищит –

квакает –

бежит –

падает –

Оценка;

12-15 слов – высокий уровень

8-11 слов – средний уровень

7 и менее слов – низкий уровень

Задание 5.

Кто может это делать? Назови как можно больше слов. Например, шумит – дождь, ветер, ребенок, машина, море, человек, пылесос… (время – 1 мин.)

плывет —

ползет –

растет –

(ребенку предлагается только одно слово)

Оценка:

6 — 7 слов — высокий уровень; 
3 — 5 слов – средний уровень,

2 и менее слов – низкий уровень.

Задание 6.

Добавь одно слово.Например, сладкий сахар, сладкий — мед

белый сахар, белый — …

горький сок, горький — …

узкая лента, узкая — …

желтый сыр, желтый — …

пушистый снег, пушистый — …

веселый смех, веселый — …

круглый стол, круглый — …

Оценка:

6 — 7 слов — высокий уровень; 
3 — 5 слов – средний уровень,

2 и менее слов – низкий уровень

Задание 7.

Скажи наоборот. Например, светлый – темный, редко — часто

рано –

мокрый –

чистый –

весна –

быстро –

старший –

сел –

Оценка: 
6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 8.

Скажи по-другому. Например, погода плохая – ненастная, дождливая

Хлеб жесткий — ….

День ясный — …

Ветер резкий — …

Солнце жаркое — …

Мальчик храбрый — …

Оценка:
4-5 слов — высокий уровень

2-3 слова – средний уровень, 
0-1 слово – низкий уровень.

Задание 9.

Назови одним словом. Например, машинка, кукла, кубики — игрушки

платье, брюки, майка –

тарелка, чашка, блюдце –

папа, мама, ребенок –

роза, тюльпан, гвоздика –

самолет, поезд, автобус –

чайка, голубь, воробей –

береза, липа, сосна –

Оценка: 
6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слова – низкий уровень.

Задание 10.

Добавь второе слово по образцу: человек – дом, собака — конура

медведь –

птица –

мышка –

дятел –

рыбка –

пчела –

машина –

Оценка: 
6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слова – низкий уровень.

II. Выявление степени освоения ребенком грамматического строя родной речи.

Задание 1.

Скажи, кто это делает. Например, пишет – писатель.

продает –

сажает –

лечит –

учит –

поет –

варит –

строит –

Оценка: 
6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слова– низкий уровень.

Задание 2.

Скажи, как будет называться маленький предмет. Например, дом – домик

мяч –

рука –

тропа –

ветер – 
нога – 
зуб –

гора –

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 3.

Скажи, какой предмет, если он из … . Например, дерево – деревянный

железо –

стекло – 
снег –

мех –

бумага –

Оценка:
4-5 слов — высокий уровень

2-3 слова – средний уровень, 
0-1 слово – низкий уровень.

Задание 4.

Скажи со словом много. Например, один цветок – много цветков

Одна минута – много …

Одна книга – много …

Одно яблоко – много …

Один ребенок – много …

Одна машина – много …

Один человек – много …

Одна лиса – много …

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 5.

Скажи ласково. Например, мама – мамочка

лист — …

дочка –

сумка –

солнце –

ветка –

глаза –

рот –

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 6.

Продолжи:

Я играю (начало)

Ты …

Он …

Мы …

Все….

Они ….

Вы …

Она …

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 7.

Попроси куклу

попрыгать — попрыгай (образец)

заплакать –

поесть –

умыться –

засмеяться –

улыбнуться –

спрятаться –

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 8.

Закончи:

Карандаш упал со …

Карандаш лежал на …

Карандаш лежал у …

Карандаш лежал около …

Карандаш нашли под …

Карандаш вытащили из-под

Карандаш выкатился из-за …

Оценка:

6-7 слов — высокий уровень, 
4-5 слова — средний уровень, 
3 и менее слов – низкий уровень.

Задание 9.

Закончи предложения:

Ребята бежали по …

Кот громко мяукал и …

Поднялся ветер, и

Все девочки громко …

Цветок завял, потому что …

Оценка:
4-5 предложений — высокий уровень

2-3 предложения – средний уровень, 
0-1 предложение – низкий уровень.

Задание10.

Найди и исправь ошибки.

Мама поставила вазу с цветами в стол.

Бабушка жила на большом доме.

Мои друзья поехали путешествовать в поезде.

Белка прячет орешки у дупла.

Ковер лежит в полу.

Оценка:
4-5 предложений — высокий уровень

2-3 предложения – средний уровень, 
0-1 предложение – низкий уровень

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 11.04.2019 — 09:13

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *