Содержание курса логопедических занятий по восстановлению голоса

Курс логопедических занятий по восстановлению голоса состоит из двух этапов — подготовительного и восстановительного — и включает психотерапию, артикуляционную, дыхательную гимнастику и голосовые упражнения.

ППодготовительный этап логопедических занятий

Перед началом занятий с детьми по восстановлению голоса необходимо получить анамнестические сведения о ребенке, а также систематизировать и обобщить данные клинического, психолого-педагогического и логопедического обследования (организационный момент). Голос и речь ребенка записываются на магнитофоне, дыхание регистрируется на кимографе или электроэнцефалографе.

Как уже указывалось, у детей с заболеваниями гортани выявлено астеническое состояние организма, изменения в строении и функции нервно-мышечного аппарата гортани, нарушение эмоционально-волевой сферы, задержка речевого развития и длительное расстройство голосовой функции. Все эти сведения дают возможность вскрыть особенности развития ребенка, выработать пути и средства восстановительной работы, начальным звеном которой является психотерапия.

Цель психотерапии — сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует перевоспитанию личности ребенка в целом, стимуляции и активизации ее на преодоление трудностей и на борьбу за скорейшее выздоровление. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к больному ребенку с учетом его возраста, течения заболевания, особенностей личности ребенка, характера нарушения его речи и голоса. Психотерапия проводится в форме беседы, в ходе которой выявляются жалобы ребенка, составляется представление о круге его интересов, привязанностях, наклонностях, отношении к дефекту; устанавливается личный и рабочий контакт.

Все дети с длительным и тяжелым заболеванием гортани требуют активной и целенаправленной психотерапии, проводимой в форме однократных или чаще многократных бесед. Психотерапия является важным мероприятием, способствующим оздоровлению личности ребенка и успеху восстановительного обучения.

Одновременно с психотерапией проводится артикуляционная гимнастика. Как отмечалось, артикуляции придается важное значение в процессе фонации, т.к. благодаря ей оформляется тембр голоса, формируются гласные и согласные звуки. Кроме того, чем лучше и точнее артикуляция, тем целесообразнее и точнее функция голосовых складок.

При нарушении деятельности верхней резонирующей трубки артикуляционные движения теряют свою координированную точность, становятся вялыми, неловкими, неуклюжими. Поэтому голос не попадает в «ротовую позицию», в «позицию резонатора», звучит гортанно, хрипло, сдавленно.

Цель артикуляционной гимнастики — выработать четкость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную его работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо, с одной стороны, освободить артикуляционные мышцы от напряженности, скованности или, наоборот, от вялости, слабости, паретичности.

Для снятия напряжения артикуляционного аппарата и повышения его тонуса применяется гигиенический массаж. Производится поглаживание кончиками пальцев:

а) от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы;

б) от переносицы к околоушной впадине;

в) от кончика носа по его спинке вверх и обратно;

г) вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу винтообразные движения.

Вибрационный массаж заключается в поколачивании крыльев носа с одновременным произнесением звука м.

Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица. Ребенок учится самостоятельно морщить лоб, нос, хмуриться, сдвигать брови, надувать щеки, улыбаться. Все эти упражнения улучшают окраску голоса, его силу и тембр, так как, по данным физиологии, работа мимических мышц, раздражения кожи лица повышают тонус голосовых мышц.

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата.

Каждое артикуляционное движение проводится четко и неторопливо перед зеркалом, с соблюдением определенного ритма (под счет).

Примерные артикуляционные упражнения

I. Движения языка:

1) высовывание языка;

2) повороты языка вправо-влево;

3) облизывание кончиком языка верхней и нижней губы;

4) укладывание языка за верхнюю и нижнюю губу;

5) щелкание языком;

6) укрепление кончика и корня языка при произнесении звуков т и к.

II. Движения губ:

1) вытягивание губ вперед трубочкой;

2) складывание губ кружочком;

3) растягивание губ в стороны (улыбка);

4) укрепление губ при произнесении звука п — п — п — п(беззвучно).

III. Движение челюстей:

1) открывание и закрывание рта;

2) опускание нижней челюсти;

3) имитация жевания (в процессе жевания происходит энергичное сокращение мускулов гортани, глотки, нёба, языка, губ).

IV. Движения мягкого нёба:

1) покашливание;

2) зевота;

3) глотание капель воды;

4) произнесение гласного звука а на твердой атаке перед зеркалом, под счет (внимание ребенка фиксируется на умении поднять и удержать в таком положении нёбную занавеску).

V. Расслабление мышц шеи:

1) опускание головы вниз;

2) запрокидывание головы назад;

3) повороты головы вправо-влево; в дальнейшем эти движения сочетаются с произнесением звуков и — э — о — у — а — ы.

VI. Движение гортани и голосовых складок:

1) поглаживающий и вибрационный массаж гортани: ритмичные, энергичные движения пальцами по передней поверхности шеи в вертикальном и горизонтальном направлениях с легким надавливанием на область щитовидного хряща;

2) кашлевые движения, подражание голубиному воркованию, стону, мычанию, что может сочетаться с вибрационным массажем, гортани.

VII. Упражнения для развития четкой, координированной работы всех частей артикуляционного аппарата с одновременной тренировкой дыхания (работа над дикцией):

1) Произнесение гласных медленно, сначала одной артикуляцией, затем на шепоте и громко.

а — о — у — ы — э Произнесение гласного ряда

а — э

Произнесение двух гласных на одном выдохе

о —у

у — ы

э — и

Произнесение трех гласных на одном выдохе

а — э — о

о — у— и

а — э — ы

о — у — а

Произнесение четырех гласных на одном выдохе

а— э — о — у

а — о — у — э

о — у — а — и

2) Произнесение слогов и слов на выдохе, на шепоте, что подготавливает артикуляционный, дыхательный и голосообразущий аппараты к последующим интенсивным голосовым упражнениям.

па — по — пу — пы — пэ

пап — поп — пуп — пып — пэп

пат — пот — пут — пыт — пэт

та — то — ту — ты — тэ

тат — тот — тут — тыт — тэт

тап — топ — туп — тып — тэп

ка — ко — ку — кы — кэ

кат — кот — кут — кыт — кэт

кап — коп — куп — кып — кэп

фа — фо — фу — фы — фэ

паф — поф — пуф — пыф — пэф

са — со — су — сы — сэ

пас — пос — пус — пыс — пэс

ша — шо — шу — ши — ше

На одном выдохе

пап — пап

пап — пап — пап

пап — пап — пап — пап

На одном выдохе

пат — пат

пат — пат — пат

пат — пат — пат — пат

Таким образом, специфика проведения артикуляционной гимнастики заключается не только в том, что обращается особое внимание на силу, четкость, даже некоторую утрированность артикуляционных движений, но и на умение сочетать движение с шепотным, а в дальнейшем и с громким звуком.

Большое значение имеет увеличение подвижности мягкого нёба, развитие движений нижней челюсти и голосовых складок.

Одновременно с артикуляционными упражнениями (со 2-3-го занятия) проводится дыхательная гимнастика — статическая и динамическая. При проведении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать ряд правил:

1) занятия проводятся до еды, в проветренном помещении;

2) необходимо строго дозировать количество упражнений и темп их проведения;

3) нужно следить за тем, чтобы грудь ребенка не переполнялась воздухом;

4) ребенок не должен напрягать плечи, шею; упражнения направлены на развитие движений диафрагмы, межреберных мышц, мышц нижней части живота;

5) движения ребенок должен производить плавно, под счет.

Статические упражнения производятся либо при полной неподвижности тела, либо сопровождаются легкими движениями.

Цель статических дыхательных упражнений — выработка дифференцированного дыхания через рот и нос, приобретение навыков речевого нижнереберно-диафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с преимущественной тренировкой удлиненного выдоха.

Упражнения включают дутье на вату, на воду, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игру на детской дудке, свирели, губной гармонике (что развивает губную мускулатуру и дает кинестетическое ощущение давно утраченного звука); продолжительность выдоха регистрируется при помощи секундомера.

Далее длительно произносятся:

а) гласные (шепотом и громко):

у _______ ау ______ уо ______ уа ________

о _______ оу ______ ао ______ оа ________

э _______ иу ______ ио ______ иа ________

и _______ эу ______ эо ______ эа ________

б) щелевые глухие согласные изолированно и в сочетании с гласными (шепотом и громко):

ф ________ уф ______ ус ______ уш ________

с ________ оф ______ ос ______ ош ________

ц ________ эф ______ эс ______ эш ________

х ________ иф ______ ис ______ иш________

аф ________ ас ______ аш ______

фу ________ су ______ шу ______

фо ________ со ______ шо ______

фэ ________ сэ ______ ше ______

фи ________ си ______ ши ______

фа ________ са ______ ша ______

в) звонкие щелевые согласные изолированно и в сочетании с гласными:

в ________ ув ______ уз ______ уж _______

з ________ ов ______ оэ ______ ож _______

ж ________ эв ______ эз ______ эж _______

ив _______ из_______ иж ______

ав _______ аз _______ аж ______

г) глухие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах (шепотом и громко):

пу _______ ту ______ ку ______

по _______ то ______ ко ______

пэ _______ тэ ______ кэ ______

пи _______ ти ______ ки ______

па _______ та ______ ка ______

д) звонкие взрывные согласные только в сочетании с гласными в прямых слогах:

бу _______ ду ______ гу _______

бо _______ до ______ го _______

бэ _______ дэ ______ гэ _______

би _______ ди ______ ги _______

ба _______ да _______ га ______

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Так в сочетании артикуляционных и несложных дыхательных упражнений формируются навыки речевого дыхания.

Для развития фонационного дыхания также подбираются упражнения, тренирующие дифференцированный вдох и выдох через рот и нос. Эти упражнения подготавливают дыхательный аппарат к фонации, помогают ощутить работу дыхательных мышц, особенно диафрагмы.

Например:

1) вдох (5 с) — задержка (3 с) — выдох (5 с);

2) вдох (6 с) — задержка (5 с) — выдох (8 с);

3) вдох (8 с) — задержка (6 с) — выдох (10 с);

4) «Цветочный магазин» — тренировка глубокого медленного вдоха через нос (приятное ощущение от вдыхания чудесного запаха цветов);

5) «Свеча» — тренировка ровного, медленного выдоха при дутье на воображаемое или реальное пламя свечи и др.

После статической дыхательной гимнастики выполняются упражнения динамической дыхательной гимнастики.

Динамические упражнения связаны с ходьбой, медленным бегом, движениями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры.

Начальной формой лечебной физкультуры является гигиеническая гимнастика, которая повышает общий тонус больных. Через 10-14 дней вводятся специальные гимнастические дыхательные упражнения, которые чередуются с упражнениями общеукрепляющими.

Курс логопедической лечебной физкультуры включает упражнения, построенные на сочетании движений туловища и конечностей с произнесением звуков на выдохе. Цель этих упражнений — тренировка нижнереберно-диафрагмального дыхания, а также общее укрепление организма ребенка.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна -Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 16.09.2019 — 14:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *