Практикум для родителей «Тренируем пальчики и язычок»

 Можно ли помочь маленькому человеку в становлении правильной речи? Вполне! И сделать это в состоянии все окружающие его взрослые и в первую очередь родители.

     Большую помощь в развитии речи играет двигательная активность детей. И сегодня мы поговорим о двух направлениях развития движений, наиболее тесно связанных с развитием речи: о мелкой и артикуляционной моторике.
    Ученые выяснили, что центр мелкой моторики и речевой центр находятся в головном мозге по соседству, и возбуждение одного центра способствует развитию другого. Образно говоря, речь ребенка находится на кончиках пальцев, поэтому тренировать их, делая легкий массаж, надо уже с 6-месячного возраста.
     Взаимосвязь развития руки и речи известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

     Кроме того, пальчиковые упражнения подготавливают ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность и неловкость движений.

Игры и упражнения для домашних занятий

     Су-джок — одно из достижений восточной медицины. Су — кисть, джок — стопа, таким образом су-джок терапия — воздействие на организм с помощью массажа руки стопы специальным шариком металлическими кольцами. Пусть ваш ребенок «нарисует» шариком на ладошках кружочки, приговаривая: «Шарик я кручу, верчу, я согреть его хочу», на пальчиках «нарисует» дорожки, покатает шарик между ладонями, сожмет его правой и левой рукой, с помощью колец помассирует пальцы.
     Предложите своей маленькой дочурке превратиться в Золушку и разложить в две кружки фасоль и горох, которые вы перемешали в большой чашке.
Можно использовать чашку с горохом и фасолью как сухой бассейн. Ребенок с удовольствием погрузит в него свои ручки и выполнит простые действия: пошевелит пальчиками, сожмет и разожмет кулачки, «поскользит» ладошками по дну или по поверхности «бассейна», найдет спрятанные игрушки и др.
С сыном можно провести игру-соревнование на скорость. Кто быстрее разложит большие и маленькие болтики или гайки.

И наконец, игры с пальчиками, или пальчиковая гимнастика. Проводите подобные упражнения регулярно, и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной. Выразительно произносите текст и показывайте ребенку сопровождающие его движения. Пусть попробует делать гимнастику вместе с Вами, сначала хотя бы договаривая текст.

Игра «Дождик»
Вышел дождик на прогулку
Дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу.
Он бежит по переулку,
На каждую строку загибают на обеих руках пальцы, начиная с больших.
Барабанит по окошку,
Напугал большую кошку,
Вымыл зонтики прохожих,
Крыши дождик вымыл тоже.
Сразу город мокрым стал.
Встряхивают ладонями, как будто отряхивают их от воды.
Дождик кончился. Устал.
Кладут ладони на стол.

     Кроме пальчиковых игр со стихами, можно выполнить с ребенком упражнения с более легким речевым сопровождением: «Кулачок-ладошка», «Ладошка — кулачок — на бочок», «Ушки-колечки».

Упражнения для развития мышц губ:

1. «Улыбнись маме».

Попросите малыша улыбнуться вам (или папе, бабушке).- Сами покажите, как нужно улыбаться.- Пусть ребенок удерживает улыбку как можно дольше.- В будущем можете поиграть так: малыш улыбается, а вы нажимаете на его щечки большим и указательным пальцами, пытаясь сделать «трубочку».
 2. «Поцелуй маму»- Попросите малыша поцеловать вас в щечку. Упражнение и приятное, и полезное!- После того как малыш научился вытягивать губки трубочкой и растягивать их в улыбке.

3.Упражнение для щёк «Воздушный шарик»:
Попросите малыша надуть обе щеки: «Надувайся, пузырь, надувайся, большой!»- Затем аккуратно нажмите указательными пальцами на надутые щечки ребенка: «Лопнул пузырь!»

Упражнения для языка:
1. «Домик для язычка»- Попросите кроху широко открыть рот, показать пасть крокодила.- Теперь с открытом ртом пробуем высунуть язык.- Держим язык 2-3 секунды, не закрывая рот- Убираем язычок, рот закрываем.
2. «Накажем непослушный язычок»
Попросим малыша приоткрыть ротик.- Теперь высовываем язычок.- …и покусаем его слегка зубками.
3.Упражнение «Часики»
Покажите часы с маятником или подберите такую картинку.- Откройте широко рот. Кончиком языка поочередно касайтесь то одного уголка губ, то другого. Нижняя челюсть двигаться не должна.
4.Упражнение «Лопатка»
Покажите малышу картинку с лопатой.- Покажите малышу, как нужно класть язычок на нижнюю губу «лопаточкой»: рот полуоткрыт в улыбке, широкий спокойный язык лежит на нижней губе.- Теперь пробует малыш.- Нужно держать язычок в таком положении 30 секунд.

Обновлено: 09.01.2020 — 14:55

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *