Виды дислексии

Признаки дислексии — индивидуальны и проявляются по-разному, но можно выделить несколько групп однородных симптомов, которые означают наличие нарушений чтения у человека.

Давайте разбираться. Постараюсь доходчиво объяснить. Итак, ВИДЫ:

  1. Фонематическая дислексия чаще всего проявляется у детей, когда они только учатся читать и задерживается она в основном лишь до конца начальной школы. Различать буквы при письме — уже сложность для начинающего учиться ребёнка. Поэтому вместо одного звука ребёнок заменяет его на другой, более мягкий или твёрдый, звонкий или глухой, но всегда очень похожий.

При фонематической дислексии:

  • Путаются те же звуки, что при обучении устной речи — з-с, ц-с, ж-ш, л-р и другие сходные.
  • Наблюдается чтение по буквам, а не по слогам, отставание в скорости чтения.
  • Некоторые буквы пропускаются или добавляются, переставляются внутри слогов, путаются звуки.​

2. О семантической дислексии можно говорить тогда, когда прочтение предложения не осознаётся человеком или значение его толкуется неверно. Поначалу очень часто этот вид дислексии путают с обычной невнимательностью у ребенка. Даже у взрослых иногда происходит несознательный переход к механическому чтению, когда произнося слова вслух, мы не думаем об их значении, а отвлекаемся на свои собственные мысли. Но важно понять эту разницу!

ВАжно! При семантической дислексии даже полная концентрация над текстом не даёт понимать все его части.

Наблюдается следующие:

  • Слова и словосочетания во время чтения воспринимаются отдельно друг от друга, будто бы выпадают из контекста предложения.
  • Не сформировано понимание о синтаксических связях между словами в предложении или они понимаются неверно.
  • Присутствуют затруднения в чтении вслух, человеку сложно произносить текст, происходит переход на чтение по слогам.

3. Аграмматическое расстройство чтения очень похоже на семантическое, вот только проблема наблюдается не на уровне предложений, а на уровне словосочетаний. Как это? Всё просто, ребенок неправильно понимается связи слов, не воспринимается управление в словосочетании.

Наблюдаются следующие характерные ошибки:

  • Путаница в падежах, изменение окончаний имён существительных.
  • Рассогласование в числе, роде и падеже внутри словосочетаний — обычно это хорошо видно на сочетании существительного и прилагательного.

4. Данный вид дислексии можно описать так — «Ребенок,часто задерживается не только развитие прочтения текста вслух, но и процесса «считывания» информации» Именно так можно сказать об оптической дислексии. Путаются буквы, графическое изображение которых похоже и отличается лишь каким-то незначительным элементом — палочкой, кружком, чертой.

  • Обычно путаются буквы Т и Г, П и Н, Р и Ь, В и З. Соответственно, при чтении они или произносятся неверно, или не произносятся вообще, нарушая понимание текста.

5. За сложным термином мнестическая дислексия кроется очень распространённое расстройство, которое переживает почти каждый человек, учащийся читать. Здесь всё просто для нас. Пр данном нарушении ребёнок не сразу понимает соответствие букв и звуков, и в первое время активно их путает , забывает, попросту не произносит. Если расстройство сохраняется и в дальнейшем, то есть смысл говорить о нарушениях высшей психики и начинать коррекцию нарушения.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Автор- Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образованияВы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 31.01.2019 — 18:09

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *