РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Регулярные упражнения для пальцев рук способствуют речевому развитию ребёнка, улучшают память, умственные способности, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук. Это было известно нашим предкам: в традициях русского обучения и воспитания детей были игры с речевым сопровождением «Ладушки» и др.

Развитие тонких движений пальцев рук особенно тесно связано со становлением речи. Не зря человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот: ребёнок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Совершенствование речевых навыков стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Современная медицина рассматривает кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга.

Предлагаем Вашему вниманию несколько игровых упражнений для пальцев рук с речевым сопровождением, которые полезно разучить вместе с ребёнком.

Упражнение «Колечко». Сначала предлагаем ребёнку выполнять его каждой рукой

отдельно, затем – двумя руками одновременно. Соединяем поочерёдно пальцы с большим от

указательного к мизинцу (1 и 3 строчки стихов) и в обратном направлении (2 и 4 строчки).

Упражнение развивает также чувство ритма и дикцию.

Варианты стихотворного сопровождения:

Филин. Ухнул филин на суку: У него болит в боку. А у зайца сердце в пятки, В лес удрал он без оглядки.

В зоопарке. В зоопарке мы бродили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.

В роще. В берёзовой роще, В чернеющей чаще И спрятаться проще, И ягоды слаще.

Звери зимой. Ёж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдёшь в лесу.

Жёлтый жук. Жёлтый жук жужжит, бедняжка, Что ему живётся тяжко; На берёзке и осинке – Западни из паутинки.

Слон. Шли мы как-то по дороге, Видим: ходят чьи-то ноги. Смотрим выше: кто же он? Это серый толстый слон.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять. Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок, Этот с горки катался, этот в травке валялся, Этот умницей был, хорошо говорил. Сжимаем-разжимаем кулачки; пальчики «гуляют» по столу; соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.

Гусь.

Где ладошки? Тут? Тут! На ладошке пруд? Пруд! Палец большой – это гусь молодой. Указательный поймал, Средний гуся ощипал, Безымянный суп варил, А мизинчик печь топил. Полетел гусь в рот, А оттуда в живот. Вот! Пожать плечами, протянуть руки ладонями вверх; указательным пальцем «рисуем» на ладошке пруд; руки – в кулачки, большие пальцы отставить, двигать ими; соединяем пальцы обеих рук с большими по очереди, касаемся несколько раз на ударные слоги соответствующих строчек; машем руками по направлению ко рту; гладим ладонью живот, разводим руками;

Лентяи.

— Братец, принеси дрова! — Разболелась голова! — Средний, ты наколешь дров? — Я сегодня нездоров! — Ну, а ты затопишь печку? — Ой, болит моё сердечко! — Ты, меньшой, свари обед! — У меня силёнок нет. — Что же, сделаю всё сам, Но обеда вам не дам! Голодать готовы? — Мы уже здоровы! Руки в кулачки, большие пальцы сгибаем-разгибаем, дотрагиваясь им до согнутых указательных; Указательные пальцы распрямляем и сгибаем; большие пальцы дотрагиваются до средних; средние пальцы распрямляем и сгибаем; большие пальцы дотрагивается до безымянных; безымянные пальцы распрямляем и сгибаем; большие пальцы дотрагиваются до согнутых мизинцев; мизинцы распрямляем и сгибаем; сгибаем-разгибаем большие пальцы, остальные прижаты; двигаем большими пальцами влево-вправо; распрямить все пальцы, большие соединить.

Птичка.

Птичка крылышки сложила, Птичка пёрышки помыла, Птичка клювом повела, Птичка зёрнышки нашла. Птичка зёрнышки поела, Птичка песенку запела, Полетела, полетела! Руки в «замок», пальцы выпрямить; соединить большие пальцы с мизинцами, шевелить остальными; прижать руки, сжатые в кулачки, соединить прямые мизинцы; постучать мизинцами друг о друга; постучать мизинцами по столу; прижать раскрытые ладони, поочерёдно разъединяем-соединяем одноимённые пальцы от указательных к мизинцу на ударные слоги; скрестить кисти, «машем крыльями».

Точим нож.

Точим, точим, точим нож. Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Мясо, сало, лук, колбасы, Помидоры, огурцы. Угощайтесь, молодцы! Ребром правой ладони двигаем по раскрытой левой ладони; меняем положение рук; ритмичные движения ребром обеих ладоней по столу; «колечко» — соединяем пальцы с большими на обеих руках от указательного к мизинцу и назад на каждый ударный слог; протянуть вперёд раскрытые ладони.

Мы пошли в лесок гулять.

Раз, два, три, четыре, пять, Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, этот пальчик за малинкой. Этот пальчик заблудился, очень поздно возвратился. Сжимаем-разжимаем кулачки; пальчики «гуляют» по столу; шевелим каждым пальчиком отдельно, начиная с большого, стараясь не двигать при этом остальными.

Помидор

(логоритмическое упражнение с карандашами)

Толстопузый помидор Перелез через забор, Как весёлый красный шар Покатился на базар. Обежал за рядом ряд, На ходу надел халат. Подал звонкий голосок: — Продаю томатный сок! В кулачках зажато по карандашу, большие и указательные пальцы соединить, образуя круг, удерживая карандаши; кладём карандаши на стол горизонтально, двумя руками берёмся за ближайший, перекладываем через другой, повторяя 4 раза; держим карандаши на весу по одному в руке, ритмично вращая друг вокруг друга; в кулачках зажато по карандашу в вертикальном положении, одновременно перекладываем их из одной руки в другую; один карандаш скользит по другому; ритмично стучим торцами карандашей друг о друга; ритмично стучим карандашами по столу одновременно.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна -Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 11.04.2019 — 09:28

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *