ООБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Процедура обследования школьников отличается от процедуры обследования речи дошкольников по нескольким показателем:

• В обследование включается большой блок заданий, направленных на изучение письменной речи ребенка (за исключением тех случаев, когда у ребенка наблюдается изолированное нарушение звукопроизношения в виде пропуска или искажения звуков) и уровень сформированности ее предпосылок. • Поскольку у ребенка уже сформирована произвольная учебная деятельность (или ее начатки), обследование включает меньшее количество игровых заданий.

• Поскольку речевой и социальный опыт ребенка шире, усложняется и расширяется языковой материал.

• В ходе тестирования возможно использование той лингвистической терминологии, которая была изучена к моменту обследования (предложение, словосочетание, суффикс, окончание, гласный, согласный звуки и др.)

• Часто необходимо установить уровень овладения школьником школьной программой, например, по русскому языку, чтению и математике.

• При проведении обследования письменной речи часть обследования может быть проведена фронтально в подгруппе или в классе.

Полнота и развернутость обследования зависит от запроса родителей или педагогов и характера речевого дефекта ребенка. В наиболее полном и развернутом виде процедура обследования представлена на схеме 3. Обычно в подобном виде обследование проводится в том случае, когда запрос сформулирован следующим образом: «Не успевает по программе русского языка и/или чтения», «Много ошибок на письме», «Плохо читает», «Учителя ставят двойки и грозят выгнать из школы» и т.п.

Таким образом, на первый план выдвигаются проблемы освоения либо программы школьного обучения, либо отдельных школьных навыков. Следуя сформулированным выше принципам, мы начинаем диагностический этап с наиболее сложных заданий, с наиболее сложного для детей вида речевой деятельности – письменной речи.

Однако, прежде чем приступить собственно к процедуре обследования, необходимо установить контакт с ребенком.

Установление контакта начинается с представления. Не надо ждать от ребенка, когда он назовет свои имя и фамилию. Логопед должен представиться сначала сам, а потом поинтересоваться данными ребенка. Не забывайте улыбаться, обращаясь к ребенку, смотреть 23 на него, а не в карту или его тетради. Необходимо с первых шагов убедить ребенка, что логопед – союзник, что обследование нужно, чтобы помочь ребенку, а не для того, чтобы с лупой выискивать отдельные дефекты и недочеты.

В ходе беседы наряду с проблемами необходимо выяснить и сильные стороны ребенка: какие предметы он любит, когда и сколько пятерок он получил, какие у него есть увлечения и достижения.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 21.03.2019 — 11:16

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *