Обследование письменной речи

Мы приступаем к обследованию письменной речи, куда входят как письмо и письменная речь (продуктивный вид речевой деятельности), так и чтение (рецептивный вид речевой деятельности). Как правило, обследуются и письмо, и чтение, поскольку в подавляющем большинстве случаев отмечаются проблемы, отражающиеся на обоих видах речевой деятельности.

Ориентируясь в программных требованиях школы, логопед предлагает ребенку выполнить небольшую творческую письменную работу, например, описать какой-либо случай из жизни (как провел каникулы или выходные, как сходил в кино или гости и др.). При этом важно с самого начала ограничить объем работы, сделав ее действительно небольшой, например, пятью предложениями. Подобное ограничение в объеме не только позволяет экономить время обследования, но и стимулирует активность самого ребенка. После написания работы обязательно предложите ребенку проверить ее самостоятельно и только после этого приступайте к совместной проверке. Совместная проверка написанного представляет очень много данных об уровне теоретический и практической грамотности ребенка, способах его деятельности по самопроверке, способах чтения письменного текста и наличия учебной произвольной деятельности у ребенка.

На основании данных, полученных при изучении письменных работ ребенка и только что написанной творческой неподготовленной работы, систематизации и группировки ошибок решается вопрос о направлениях дальнейшего обследования. Если у ребенка присутствуют ошибки, которые могут быть обусловлены несформированностью устной стороны речи, необходимо изучить состояние процессов устной речи и выявить языковую компетенцию в этой сфере.

Если у ребенка недостатки письма обусловлены недостаточностью других психических функций, то необходимо выявить, какие стороны психической деятельности страдают, каким образом. Это может сделать либо логопед, владеющий методиками психологического и нейропсихологического тестирования, либо психолог, также владеющий этими методиками. Поскольку изолированные формы недостаточности письма встречаются редко, есть смысл в совместном консультировании школьников с проблемами письменной речи логопедом и психологом.

Если в процессе анализа письменных работ были обнаружены ошибки, обусловленные несформированностью языковых средств, необходимо провести углубленное обследование письменной речи. В качестве дополнительных тестов можно использовать различные виды записи, способствующие выявлению ведущего звена в структуре дефекта: письмо под диктовку, списывание, письменные ответы на вопросы.

Как правило, нарушения письма и чтения выступают в комплексе. Поэтому после выполнения небольших по объему письменных работ можно предложить ученику прочитать небольшой текст. Для обследования отбирается небольшой по объему текст, примерно на 5–7 минут чтения.

Текст берется незнакомый, при этом можно использовать учебник по чтению, но взять еще не изученный рассказ, немного забежав вперед по программе обучения. Текст не должен быть насыщен незнакомыми словами, доступен для понимания детям по содержанию. Размер шрифта должен соответствовать размеру шрифта учебника или быть немного крупнее. Для ребенка первого класса подбирается текст с иллюстрациями.

Сначала хорошо бы дать ученику некоторое время на подготовку к чтению, настроить ребенка на предстоящую работу. Поэтому попросим ребенка, прежде чем читать вслух, 24 глазами просмотреть его, и, если что-либо непонятно, задать нам вопросы. Перед чтением вслух необходимо обязательно задать установку на уровень восприятия текста. Как правило, первый раз мы просим ребенка просто прочитать текст.

Обращаем внимание на способ чтения, наличие характерных ошибок и их характер. Прерываем чтение ребенка для того, чтобы он исправил ошибки только в том случае, если они, по нашему мнению, могут повлиять на понимание прочитанного. После первого прочтения просим ребенка просмотреть текст еще раз и подготовиться к пересказу. Ребенок готовится или делает вид, что готовится самостоятельно. Затем мы просим его рассказать, что он прочитал.

Таким образом, логопед обследует технику чтения и процессы смысловой переработки прочитанного текста, т.е. понимание печатного текста. При этом оцениваются не просто качество пересказа как связного текста (это скорее относится к качеству устного рассказывания), сколько то, какой уровень значения текста ребенок понял и каким образом он выделяет ключевые опоры при анализе и воспроизводстве текста.

При попытке анализа содержания текста мы наблюдаем различные проявления его непонимания: отсутствие соотнесения текста и денотатного плана (текст не является для ребенка носителем информации о реальном мире), анализ содержания текста затруднен вследствие низкого уровня техники чтения; анализ информации затруднен вследствие недостаточности восприятия текста как языковой единицы из-за несформированности языковых и речевых средств; успешно воспринимается фактология текста, но при этом отмечаются трудности на других уровнях переработки информации вследствие несформированности интеллектуальных операций.

Для проверки понимания текста можно предложить различные задания, в зависимости от возраста и уровня интеллекта.

Самое сложное задание – выделить из текста ключевые слова (словосочетания, предложения). Как правило, дети, которые недостаточно глубоко восприняли семантику текста, не могут выполнить это задание правильно, все время «соскакивая» на дословный пересказ текста. Необходимо отметить, что жесткое следование образцу, вплоть до того, что ребенок, не вспомнив нужного слова, не может продолжать пересказ текста далее, свидетельствует о неблагополучии именно в области восприятия текста, в том числе при чтении.

Следующее задание по степени легкости – пересказ текста.

И последнее – ответы на вопросы. При этом необходимо учитывать, что выявление скрытого смысла текста часто возможно только по вопросам. Важно, чтобы ребенок не просто быстро находил правильные ответы на наши каверзные вопросы, но и мыслил в процессе поиска ответов. Предлагаемые детям вопросы должны иметь четкую формулировку и отражать основное содержание предложенного текста.

Известно, что отсутствует прямая корреляция между уровнем сформированности техники чтения и уровнем понимания текста. Поэтому, если у школьника обнаруживаются проблемы с пониманием текста после его прочтения вслух, логопед может предложить ему прочитать следующий равноценный отрывок про себя и подготовиться к пересказу/ответам на вопросы.

Детям, у которых выражены проблемы чтения, постепенно в ходе обследования предлагаются для чтения и осмысления все более и более мелкие единицы. От чтения текстов мы переходим к чтению предложений, затем слов, слогов и отдельных букв. В ходе такого поэтапного уменьшения единиц для чтения выясняется, какие проблемы являются ведущими в трудностях формирования процесса чтения – механизмы слогослияния, идентификации букв или один из механизмов, обеспечивающий беглое чтение, – вероятностного прогнозирования. В сопоставлении с данными, которые будут получены в ходе обследования устной речи и других психических функций, решается вопрос о ведущем механизме дефекта.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 21.03.2019 — 11:18

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *