ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ С ТРУДОМ ПИШУТ И ЧИТАЮТ

В последние годы появилось достаточно большое количество школьников, которые с трудом осваивают родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность детей, неусидчивость, нежелание учиться, негуманитарный склад ума и т.п. В ряде случаев родители правы, но подчас за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы. Трудности в овладении навыками письма и чтения дефектологи называют дисграфией и дислексией. И очень часто эти два диагноза стоят рядом. Если есть что-то одно, то имеется и другое. 

Дисграфия (от греческого «дис» — затруднение, нарушение, отклонение от нормы; «графо» — писать, изображать) — частичное нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы на письме. 

Письмо как вид речевой деятельности предполагает фиксацию собственных мыслей с помощью определенного графического кода. Письмо — сложнейший вид деятельности, в его формировании участвуют все отделы коры головного мозга. Психофизической основой письма является взаимодействие работы различных анализаторов — речедвигательного, слухового, зрительного, рукодвигательного. При письме происходит взаимодействие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение, речь внешняя и внутренняя. 

Процесс письма состоит из пяти психофизических компонентов: 
1.Акустический (услышать и выделить звук). 
2.Артикуляционный (уточнить звук, состав слова, установить последовательность звуков). 
3.Зрительный (представление графического образа звука, перевод звуковой структуры в графические знаки). 
4.Удерживание в памяти графических символов и их правильная пространственная организация. 
5.Наличие устойчивого внимания, знание орфографических и пунктуационных правил.


При письме нужно произвести фонематический анализ слова, соотнести каждую фонему с буквой, написать буквы в определенной последовательности. 
Процесс письма проходит несколько стадий: понимание того, о чем будем писать, его программирование; оречевление и графический код. Процесс письма фактически является обратным процессу чтения. 
Написать слово значительно труднее, чем прочитать его. Трудности в овладении письмом обусловлены тем, что либо каждый из процессов, необходимых для написания слова, либо какая-то часть из них у ребенка несовершенны. Недостаточность фонематического анализа затрудняет процесс разделения слов на составные части и препятствует точному распознанию каждого из выделенных звуков. Из-за недостатков произношения трудно производить звуковой анализ и синтез слов. Из-за нарушения моторной сферы (недостаточная координация соответствующих движений мышц пальцев, неустойчивость всей кисти руки и т.п.) наблюдаются ошибки в начертании букв, пространственной ориентировки на листе бумаги, строчке. 
Начинать работу по профилактике дисграфий следует еще в дошкольном возрасте. Уже тогда у ряда детей могут иметься предпосылки к развитию в дальнейшем дисграфий. Если трехлетний ребенок говорит «ем ложком» (по аналогии с «режу ножом»), то это укладывается в рамки нормального речевого развития, т.к. здесь употребляется типичная для русского языка форма творительного падежа, хотя и неправильная для данного существительного. Но если ребенок говорит «ем ложкая», то это выходит за рамки. В дошкольном возрасте речь идет об изжитии аграмматизмов в устной речи детей, а при успешном решении этой задачи они уже не появятся в письменной речи. Если же занятия с логопедом не принесли должного результата, или ребенок не занимался с логопедом, и родители видят огромное количество ошибок при письме ребенка, то следует возобновить занятия (или начать их). Дисграфия не исчезнет сама, ее нужно корригировать и исправлять.


Дислексия (от греческого «дис» — нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» — читать) — это состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» — головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.


Чтение — вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов, как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение — это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи. 

Уметь читать — это значит уметь: 
— соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) — увидеть; 
— соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом — произнести; 
— соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением — понять. 

Определяют четыре этапа чтения в зависимости от механизма процесса чтения:
1.Овладение звукобуквенными обозначениями. 
2.Этап аналитического чтения, при котором единицей чтения является буква-слог и понимание отстает от произношения (послоговое чтение). 
3.Этап становления синтетических приемов чтения, при котором единицей чтения является слово, а понимание приближается к произношению. 
4.Этап автоматизированного (синтетического) чтения, единицей чтения является словосочетание, предложение или абзац, а понимание опережает произношение. 

Умения, необходимые для успешного формирования процесса чтения: 
— Сформированность фонематического восприятия (дифференциации и различения фонем). 
— Сформированность фонематического анализа (выделение звуков из речи). 
— Сформированность зрительного анализа и синтеза (определение сходства и различия букв). 
— Сформированность пространственных представлений (лево — право, верх — низ, большой — маленький, на, под, за, около, рядом и т.п.). 
— Сформированность зрительного мнезиса (возможность запоминания зрительного образа букв). 
— Сформированность связной устной речи (классификация предметов; обобщение предметов; правильные и грамматически верные ответы на вопросы; объяснение назначения предметов). 
— Эмоциональная развитость ребенка (устойчивое внимание, умение работать самостоятельно, быстрая переключаемость с одного задания на другое, четкое выполнение инструкций взрослого и т.п.) 
— Хорошо развитая мелкая и крупная моторика. 
— Сформированность умения общаться со сверстниками. 

В группу риска детей с дислексией попадают те школьники, у которых имеется: 
— нарушение фонематического слуха; 
— нарушение пространственного восприятия; 
— нарушение взаимодействия между слуховыми, зрительными и кинестетическими восприятиями и представлениями (движение, положение в пространстве); 
— нарушения поведения и работоспособности; 
— плохое запоминание знаков; 
— плохая дифференциация звуков и букв; 
— плохое сливание звуков; 
— трудности осуществления звукового анализа слова. 

При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие — на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение). 
Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребенок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребенок почти ничего не понимает из прочитанного. 
Полностью устранить дисграфию и дислексию достаточно сложно, но это не значит, что не нужно работать над этим. Следует обратиться за помощью к логопеду, четко выполнять все рекомендации специалиста и положительный результат обязательно придет. 

Запишитесь на консультацию к логопеду, помогите вашему ребенку!!!

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна -Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 11.04.2019 — 09:33

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *