Предупреждение возникновения заикания

Факторы, способствующие возникновению заикания:

· Наличие тревожных черт у малыша, проявляющиеся в сильной привязанности к матери, нарушении сна, аппетита, раздражительности, плаксивости в ответ на резкое изменение окружающей среды (длительное отсутствие матери, помещение в детский сад и пр.);

· Раннее речевое развитие: появление первых слов до 1-го года, формирование фразовой речи в 1,6- 1,8 года, появление развернутой фразы в 2 – 2,5 года. Высокая речевая активность;

· Задержка речевого развития: появление первых слов после 1-го года, формирование фразовой речи после 3-ех лет. Зачастую присутствует невнятность речи с существенным нарушением звуков речи;

· Генетические факторы риска: наличие левшества или его признаков у ребенка. А также наличие левшества или заикания у родственников малыша;

· Заикание у лиц (братья, сестры, родители и пр.), являющихся ближайшим речевым окружением ребенка;

· Воспитание ребенка в семьях с двуязычием.

Общие рекомендации по профилактики заикания:

· Соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание;

· Избегание соматических и психических перегрузок;

· Создание благоприятного эмоционального климата в семье;

· Согласованные единообразные воспитательные воздействия;

· Профилактика страхов: не рекомендуется запугивать малыша, читать книги и просматривать фильмы устрашающего содержания и п.т. Но если у ребенка имеются какие-либо страхи, не следует «приучать» его быть храбрым (заставлять засыпать в темноте, оставлять ребенка одного) и если страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к психологу;

· Правильное речевое поведение родителей.

Правильное речевое поведение родителей:

· Речь должна быть плавной, эмоционально-выразительной, умеренной по темпу;

· Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать произношение звуков;

· Речь взрослого не должна быть перегружена труднопроизносимыми для детей словами. Фразы по конструкции должны быть достаточно простыми, без сложных лексико-грамматических оборотов;

· Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его, раздраженно поправлять, торопить с ответом.

Если Ваш ребенок начал говорить позже:

· Обратитесь к логопеду с целью стимуляции речевого развития;

· В период накопления словаря и развития фразовой речи (2 – 4 года) необходимо быть внимательным к появлению интераций (повторения детьми некоторых звуков или слогов). Если на протяжении 3 – 4 месяцев количество интераций не снижается, необходимо также обратиться к логопеду.

Если Ваш ребенок начал рано говорить:

· Не следует «перегружать» ребенка речевым общением: вводить новые слова, демонстрировать «речевые» успехи ребенка окружающим и пр.;

· Необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации (выбор книги для ребенка должен соответствовать его возрасту; не стоит посещать массовые зрелищные мероприятия, которые могут привести к психической перегрузке; речь ближайшего окружения ребенка должна быть спокойная и неторопливая, с четким проговариванием слов и предложений);

· Можно проводить игры с ритмическими движениями, ритмическим проговариванием отдельных слов и коротких фраз.

Если у Вашего ребенка наблюдается тенденция к левшеству:

· Если ребенок еще не определился с ведущей рукой (одинаково свободно использует и обе руки в своих действиях), то в этих случаях необходимо организовать его деятельность так, чтобы максимально активизировать правую руку (последовательно, но не насильственно вкладывать ложку перед едой (карандаш перед рисованием и пр.) в правую руку);

· Если же ребенок, несмотря на эти мероприятия, настойчиво продолжает пользоваться левой рукой, то не следует этого запрещать ему;

· Если у Вашего ребенка есть левшество необходимо создать эмоциональную стабильность в семейных отношениях и избегать резкой смены окружающей обстановки (помещение в дет. сад без периода адаптации и пр.).

Если в ближайшем окружении ребенка есть лица с заиканием:

· Необходимо значительно ограничить речевое общение ребенка с лицом, имеющим заикание;

· Если избежать общения ребенка с лицом, имеющим заикание невозможно, то их общение должно протекать только при использовании таких видов речи, в которых у лица, имеющего заикание, не проявляется заикание;

· Родителям, у которых есть заикание, рекомендуется пройти курс коррекции заикания.

Если воспитание ребенка осуществляется в семье с двуязычием:

· Необходимо создать условия для формирования лексико-грамматической базы сначала одной языковой системы. Это происходит в норме, как правило, к 4-ем годам. После этого овладение другой языковой системой не приводит к отклонениям в речевом развитии или речевой патологии, и ребенок свободно овладевает вторым языком.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 11.04.2019 — 09:21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *