Обследование строения и функций артикуляционного аппарата

Построение коррекционной работы по восполнению пробелов в формировании звукопроизношения требует, чтобы логопед достаточно четко представлял себе картину причин появления этих проблем – клиническую форму речевой патологии: дислалия, дизартрия, ринолалия, моторная алалия. При всех этих формах звуковая сторона речи страдает специфическим образом.

Определение клинической формы патологии возможно только при выявлении наличия определенных диагностических признаков, обуславливающих появление недостатков звукопроизношения.

Одной из причин может быть отклонения или дефекты в строении артикуляционного аппарата. Строение органов артикуляции имеет достаточно высокую вариабельность в пределах физиологической нормы. Ребенок, овладевая фонематической системой языка в онтогенезе, ориентируется, прежде всего, на акустическое соответствие своей речи речевому социуму. Высокий уровень компенсаторных возможностей в раннем дошкольном возрасте позволяет это сделать достаточно успешно, независимо от индивидуальных особенностей строения органов артикуляции. Однако некоторые отклонения в строении артикуляционного аппарата могут препятствовать правильному звукопроизношению. Логопеду необходимо достаточно четко представлять себе вероятные причины появления дефектов звукопроизношения и те признаки, которые могут свидетельствовать о наличии нарушения.

Другой причиной может быть нарушение двигательных функций артикуляционного аппарата. Наличие неврологической симптоматики может служить одним из показателей наличия недостаточности звукопроизношения центрального генеза.

Некоторые данные о возможных причинах недостаточности звукопроизносительной стороны речи логопед получает в процессе изучения анамнеза, в беседе с родителями, а также наблюдая за ребенком в процессе его деятельности. Наличие рубцов губы после операции, усиленной саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выражение лица ребенка и др. – это признаки, которые могут послужить пусковым моментом для углубленного исследования звуковой стороны речи, а также строения и двигательных функций артикуляционного аппарата.

Обследование лучше начинать с изучения состояния двигательных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявляется небольшое количество упражнений, направленных на принятие позы, переключения с одной позы на другую, удержание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, щеки, язык, нижняя челюсть, мягкое небо. Особое внимание уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесении сохранных звуков.

Продолжительность выполнения упражнений – не более 5–7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание выполняется не дольше 10 секунд каждая поза, а количество повторений упражнения при его многократном воспроизведении 4–6 раз.

Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточнения заключения логопеду необходимо предложить упражнения для выявления состояния двигательных функций мимических мышц.

Ребенку даются задания: «покажи, какой ты сердитый», «какой кислый лимон», «ты удивлен» и др. В ходе выполнения этих упражнений можно осмотреть строение органов артикуляции.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования
Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 12.03.2019 — 14:36

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *