Обследование словарного запаса

В лингвистической литературе выделяется два вида словаря – активный (продуктивный) и пассивный (рецептивный). В активный словарь включаются те лексические единицы, которые используются носителем языка для продуцирования (составления) собственного высказывания. Пассивный словарь складывается из лексических единиц, которые адекватно воспринимаются носителем языка при восприятии чужого высказывания. При этом соотношение объемов пассивного и активного словарей может быть различным в условиях разных форм патологий.

Каждый из этих словарных запасов может быть охарактеризован по двум параметрам: количественному (объем) и качественному (семантическое содержание). Объем лексического запаса ребенка зависит от возраста ребенка, уровня развития его познавательных и мыслительных функций, условий воспитания. Существуют определенные закономерности развития и формирования словарного запаса в онтогенезе. Например, в младшем дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-действенное мышление, что и определяет наличие в словаре или лексиконе ребенка предметной лексики, обозначающей окружающие ребенка предметы (игрушки, посуду, одежду и др.), а также набора глаголов, обозначающих повседневные бытовые действия. В процессе взросления на смену нагляднодейственной форме мышления приходит наглядно-образная, а в продуктивном и рецептивном словарях увеличивается количество слов, обозначающих предметы, действия и качества предметов, появляются слова с обобщенным и абстрактным значением, с переносным значением. Появление элементов словесно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте сопровождается усвоением лексики с обобщенным и переносным значением, элементарной математической и лингвистической терминологии.

Таким образом, словарь ребенка в дошкольном и особенно младшем дошкольном возрасте в наибольшей мере, по сравнению со школьным возрастом, зависит от социальных условий воспитания. Конкретный набор лексических единиц определяется характером осведомленности ребенка о различных сторонах окружающей его действительности и степени обученности ребенка. Таким образом, сужение или искажение словарного запаса далеко не всегда свидетельствует о первичной патологии речевого развития. Это может быть следствием ограниченности представлений об окружающем мире в силу разнообразных причин.

Для того чтобы провести углубленное обследование словарного запаса, необходимо охватить обследованием достаточно большой массив лексики – не менее 70–100 лексических единиц. Поэтому обследование лексики может проводиться как в рамках специальной процедуры обследования, так и в процессе проведения других тестов – как сопутствующая задача.

Начинаем мы обследование, в соответствии со сформулированными нами принципами, с изучения активного (продуктивного) словарного запаса. (Исключение составляют дети, имеющие лепетную речь и/или с выраженным речевым негативизмом. С ними обследование начинает строиться с обследования пассивного словарного запаса.)

Учитывая нормативные особенности лексикона, а также трудности установления вербального контакта с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, наличие у ряда детей стойкого речевого негативизма, необходимо проводить обследование, прежде всего, с использованием реальных объектов, их игрушечных аналогов и ограниченного количества 14 реалистичных трехмерных изображений ряда предметов. Обследование проводится в ходе манипулирования с предметами или при организации простейших игр. Наряду с игрушками после 3–3,5 лет можно использовать красочные иллюстрации к хорошо знакомым сказкам с простым сюжетом «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» и др.

Для детей более старшего возраста – среднего и старшего дошкольного рационально предложить работать по предметным и сюжетным картинкам, которые могут быть отобраны из любого набора дидактических картинок. Однако предпочтение необходимо отдавать картинкам, изображение на которых может быть интерпретировано однозначно. Ребенку предлагается выполнить различные задания, предъявленные в игровой форме, типа «Догадайтесь, что художник забыл нарисовать на картинке», «Дополни…», «Исправь…», «Сравни два предмета», «Загадай предмет (составить описание предмета, не называя его)», «Отгадай, какой предмет я задумала (назвать предмет по описанию его признаков)» и проч. При этом в обследование включается лексика как часто, так и редко употребительная.

Для детей старше 5,5 лет в обследование вводятся обобщающие понятия. Однако логопед должен достаточно четко и осознанно различать бытовые и научные обобщающие понятия. Кроме этого важно для детей различного возраста и условий воспитания по-разному рассматривать наличие в активном или пассивном лексиконе ребенка тех понятий, которые формируются в процессе жизни ребенка (еда, одежда, игрушки) и тех, которые формируются в процессе обучения (домашние и дикие животные, фрукты, овощи, мебель, транспорт и др.).

Если у ребенка в активном словарном запасе отсутствуют, как нам кажется, те или иные лексические единицы, и он не может назвать какой-либо объект, действие или качество предмета правильно, соскальзывает на слова, близкие по звуковому сходству, то это требует дополнительной проверки гипотезы о недоразвитии лексического запаса, поскольку такие соскальзывания могут свидетельствовать не об отсутствии того или иного слова, а о трудностях актуализации словарных единиц во внутреннем лексиконе ребенка.

Поэтому, если ребенок затрудняется в припоминании слова, возможно использование различных видов подсказок:

• Подбор синонимов и/или антонимов

• Подстановка слова в жесткий контекст

• Подсказка начала слова.

Если и в этом случае ребенок не может назвать искомое слово, то тогда мы проверяем наличие данного слова в пассивном словаре ребенка. При этом используются задания типа: «Возьми…», «Принеси…», «Покажи…», «Выполни действие…», «Дай мне …», «Покажи, где …».

Рационально проводить исследование состояния пассивного словаря компактно, т.е. отобрать всю лексику, которой ребенок не владеет в продуктивном плане, и выяснить, насколько он понимает эту лексику при восприятии. При этом одно и то же слово предъявляется несколько раз, для того, чтобы избежать случайного совпадения слова и объекта. Полезно вернуться к этому заданию через 10–15 минут, для того чтобы убедиться, запомнил ли ребенок новые для себя слова или нет. Низкий уровень запоминания лексического материала может быть обусловлен низкой языковой обучаемостью.

Логопед должен обратить внимание на соотнесение объема словаря существительных, глаголов и прилагательных. А также зафиксировать в протоколе обследования ошибки ребенка в использовании лексических средств. Это необходимо сделать для того, чтобы на следующем – аналитическом – этапе обследования проанализировать характер ошибок.

Кроме исследования объема словарного запаса можно рекомендовать провести со старшими дошкольниками ряд тестов для выявления уровня владения семантикой слова. С этой целью выявляется наличие/отсутствие у детей переносного значения слова на ряде примеров, а также возможности подбора антонимов и синонимов к словам различных морфологических категорий.

Процедура обследования словарного запаса утомительна для ребенка, поскольку требует от него интенсивного припоминания, длительного сосредоточения, поэтому мы рекомендуем перемежать вербальные задания небольшими двигательными паузами, выполнением игровых действий с объектами и другие виды занятий, позволяющих ребенку отдохнуть от процедуры обследования.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Автор- Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед


Обновлено: 21.03.2019 — 11:03

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *