ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Обследование связной речи

Для дошкольников обследование начинается с изучения состояния связной речи ребенка, которая может иметь диалогическую или монологическую форму (схема 2)

Соблюдая принцип от общего к частному и от простого к сложному, логопед предлагает ребенку (после 4,5 лет) следующие виды заданий:

• Составление описательного рассказа по впечатлению (по памяти)

• Составление описательного рассказа с опорой на объект или по картинке

• Составление повествовательного рассказа по впечатлению

• Составление повествовательного рассказа по сюжетной картинке

• Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок.

Задания должны даваться в коммуникативно значимой для ребенка форме. Желательно, чтобы составление рассказа не носило искусственного характера и являлось либо составной частью беседы, либо было представлено в виде игры. Темой рассказа должны стать эмоционально значимый для ребенка объект или событие. Картинки, которые используются в данном случае, должны быть достаточно реалистичны и не вызывать у ребенка затруднений при узнавании объектов, изображенных на них. Инструкции предъявляются заинтересованным тоном и могут быть сформулированы следующим образом: «Расскажи мне, пожалуйста…», «Давай сравним, какой у тебя и у меня есть…», «Посмотри, какой у меня есть мишка. У тебя такой же? Расскажи», «А как ты провел выходные дни? Интересно, ты хорошо запомнил, где вы были в воскресенье?» и др

Естественно, что ребенку не надо предъявлять все виды заданий. Если ребенок составляет развернутые рассказы без наглядных опор, это свидетельствует о достаточном уровне сформированности связной речи. Если он затрудняется, то мы определяем, насколько развернутыми должны быть внешние опоры, чтобы ребенок мог составить рассказ.

При этом отмечается, какого характера помощь требовалась детям:

• Стимуляция активности (ребенку требуется, чтобы его все время подгоняли – «это всё?», «что было дальше?», «рассказывай чуть-чуть побыстрее» и проч.).

• Наводящие вопросы (Что еще нарисовано на картинке? Расскажи теперь о… Куда вы пошли после того, как пообедали? И т.п.).

• Организующая помощь (Что было сначала, а что потом? Ты мне описываешь свою кошку или кошку соседей? Не надо вспоминать, что было прошлым летом, расскажи о том, куда вы ездили в этом году? И др.).

Кроме обследования самостоятельной связной речи ребенка полезно обследовать понимание им связной речи на примере рассказов описательного и повествовательного характера.

Виды работы:

• Пересказ описательного текста и/или ответы на вопросы

• Пересказ повествовательного текста и/или ответы на вопросы

• Сокращение (компрессия) текста

• Соотнесения текста и картинки или объекта.

Для этого диагностического пакета тексты должны быть заранее отобраны и

адаптированы к нуждам обследования.

Если первые два вида задания требуют от ребенка ответа в развернутой вербальной форме и могут служить средством обследования говорения как подвида речевой деятельности, то третий вид задания, направленный на исследование навыка сокращения или компрессии текста, позволяет выявить стратегию анализа смысловой стороны связного текста у ребенка. В ходе выполнения этого вида задания можно попросить ребенка рассказать самое главное или назвать главные слова, словосочетания и предложения в тексте (если ребенок знаком с этими терминами). Если ребенок не справляется с этим, в качестве облегченного варианта можно попросить ребенка просто перечислить действующих лиц в тексте и рассказать, что они делали.

И совсем простое (с точки зрения взрослого человека) задание по соотнесению текста и картинки: ребенку предлагаются две похожие картинки (степень похожести зависит от возраста ребенка и его интеллектуальных возможностей, поэтому наборы парных картинок могут быть достаточно разнообразными) и рассказ, составленный с опорой на одну из них. Ребенку предлагается определить, какая из картинок соответствует тексту. Таким образом, мы проверяем не столько умение выявлять в тексте логические и временные связи, сколько умение понимать текст в целом в его прямом значении.

Использование теста, не требующего вербальной интерпретации исходного текста, позволяет обследовать детей с грубым недоразвитием речи.

По ходу беседы с ребенком и обследования связной речи логопед обращает внимание на уровень сформированности таких видов деятельности, как говорение и аудирование, а также на уровень сформированности тех вербальных средств, которые обеспечивают эти процессы:

• Текста как лингвистической структуры

• Грамматического оформления высказывания (тип используемых предложений, их структура, наличие средств словоизменения и словообразования, адекватность их использования)

• Словарного запаса (соответствие объема словаря возрастным нормам и потребностям высказывания, адекватность его использования, смысловое наполнение лексики)

• Соответствия звукопроизношения нормам русского языка в рамках местного диалекта возрастным нормативам

• Звукослогового и ритмического наполнения лексики (акцентный контур слова)

• Темпа говорения 13

• Особенностей голосоподачи и голосоведения

• Паралингвистических средств: выразительность, паузация, интонация.

В соответствии с выявленными затруднениями проводится более подробное (или углубленное) обследование отдельных сторон речи (схема 2), выявляется уровень владения различными языковыми средствами, характер затруднений и причины появления данных затруднений. При отсутствии данных показаний углубленного обследования речи не проводится.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Автор- Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 12.03.2019 — 14:34

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *