О леворукости

О леворукости мы знаем много и… почти ничего. У нас нет пока чёткого и однозначного ответа на многие вопросы о леворукости. Ещё не открыты загадки её происхождения, мы очень мало знаем о психологических и физиологических особенностях леворуких людей, но с уверенностью можно сказать, что леворукость- это индивидуальный вариант нормы.

Леворукий ребенок. Какой он?

@ Леворукие дошкольники обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки. Подвержены возникновению неврозов. Это связано не столько с особой ранимостью левшей, как с наличием фактора «декстра-стресса» — леворукий ребенок на каждом шагу сталкивается с агрессивностью правого мира, все рукотворные предметы которого приспособлены для удобства правшей.

@ Леворукие дети значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами.

@ При постижении нового леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и др.), поэтому им требуется опора на рисунок, натуральный объект или другое вспомогательное средства.

@ Они хуже воспринимают (не путать «видят») то, что расположено слева от них. Именно поэтому, показывая ребенку книжку с картинками, нужно размещать ее немного правее от малыша.

@ Для левшей крайне трудна любая деятельность в больших группах сверстников при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Присущая им родная стихия – это индивидуальная работа, в которой можно проявить самостоятельную инициативу и интуицию.

@ Многими исследователями подчеркивается медлительность леворуких дошкольников и младших школьников, особенно при рисовании, письме и другой ручной деятельности.

@ Леворуким нелегко дается все то, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного действия на другое). А ведь на этих переключениях базируется все наше поведение. Внешне нарушение переключаемости может проявляться в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, в том числе речевого высказывания. Для детей-левшей характерно более позднее появление самостоятельной речи, более частые случаи дефектов речи.

@ Многие педагоги, работающие с левшами, отмечают их богатое воображение, фантазию, творческую инициативу. Исследование по оценке творческих способностей детей и молодых людей в возрасте до 20 лет показало, что у леворуких испытуемых результаты значительно лучше.

@ Взрослые леворукие, как правило, показывают высокие результаты в таких областях, как дизайн, живопись, фотоискусство, спорт. В профессиональном спорте у левшей гораздо больше преимуществ при равной физической подготовке. Это связано с тем, что большинство противников – правши и соответственно левый фланг у них менее защищен.

Что делать? Советы родителям

@ Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.

@ Создать для него благоприятный климат в семье.

@ Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.

@ Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в «правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это тоже разновидность нормы.

@ Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться сделать из него вундеркинда.

@ Стараться чаще делать малышу сюрпризы.

@ Не предъявлять к нему завышенные требования и не противопоставлять его другим, обычным детям.

@ Ни в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным языкам, т.е. тому, где его поджидают неудачи , снижающие уровень самооценки малыша.

@ Любить его таким, какой он есть.

@ Если после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам навязчивые стремления, опасения или страхи, немедленно обратитесь к специалисту.

Чего делать не следует

@ Не пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.

@ Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.

@ Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, и наказывать, когда он не поддается обучению.

@ Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.

@ Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним.

@ Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя к нему завышенные требования.

@ Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.

@ Создать такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому не нужным.

Не ругайте и не наказывайте ребёнка за неудачу. Напротив, хвалите за каждый правильно воспроизведённый им элемент. Если увидели ошибку, не говорите, где она и в чём заключается: ребёнок должен сам попытаться найти и исправить её!

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 11.04.2019 — 09:19

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *