Функциональная дислалия и стертая дизартрия.

Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям! Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.

ФФункциональная дислалия

Причины:

-Может быть неблагоприятное речевое окружение.

-Может быть неправильное речевое воспитание.

-Может быть соматическое ослабленность здоровья.

Неврологический статус детей:

Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике: Нет.

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре: Нет

В органах артикуляционного аппарата: Нет

Психический статус: У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.

Состояние бытовых навыков самообслуживания: Опрятны и аккуратны.

Общее соматическое состояние: Как правило, более здоровы.

Особенности речевых нарушений:

-Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.

-Нет нарушений просодики.

-Звукопроизношение не ухудшается.

-Произвольность речевых движений сохранна.

-По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.

-Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.

ССтертая дизартрия

Причины: Органическое поражение ЦНС.

Неврологический статус детей: Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.

Проявление неврологической симптоматики: страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений. дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку, испытывают затруднения в играх с мячом, движения носят скованный напряженный характер, отмечаются напряжения в руках, тремор пальцев рук, покачивание тела, отклонение языка в сторону, гиперкинезы языка, саливация.

Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике: Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).

Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре: Отмечается легкая амимия лица, снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.

В органах артикуляционного аппарата:

-Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;

-со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено. -Амплмитуда движений ограничена.

-Могут наблюдаться замены движений.

-Саливация.

-Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.

Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).

Психический статус:

Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов, отмечаются снижение памяти и внимания. Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки. Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.

Состояние бытовых навыков самообслуживания: Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке. Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы. Саливация.

Общее соматическое состояние: Соматически ослаблены. Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями. Имеют хронические заболевания внутренних органов.

Особенности речевых нарушений:

Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.

Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.

Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена. По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР. Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.

Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru

Автор- Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂Поделиться Сохранить в закладках669 просмотров41 упоминаниеПрактикующий логопед30 янв в 14:52Ирина ГороховаСтатистика  Редактировать100% открыли90% просмотрели 1/381% просмотрели 2/372% — всёСтатистика этой статьиСредняя статистика статей сообщества


Обновлено: 23.02.2019 — 16:21

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *