ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

По данным различных авторов выделяется от 3 до 10 этапов логопедического обследования. Остановимся подробнее на характеристике каждого из этих этапов и технологии его проведения. Предлагаю выделить следующие пять этапов (Схема 1)

  1. Ориентировочный этап обследования

Именно про этап я напишу в этой статье.

На этом этапе решается ряд задач:

• Сбор анамнестических данных

• Выяснение запроса родителей

• Выявление предварительных данных о индивидуально-типологических особенностях ребенка.

Решение данных задач позволяет сформировать адекватный возрастным и речевым возможностям, а также интересам ребенка пакет диагностических материалов.

Виды деятельности:

• Изучение медицинской и педагогической документации;

• Изучение работ ребенка

• Беседа с родителями.

Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской и педагогической документацией, которая изучается в отсутствие родителей или лиц, их заменяющих.

К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др.

По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о родах и раннем развитии ребенка. Кроме того, наличие тяжелых и/или хронических заболеваний также могут прояснить картину. Например, наличие очаговых изменений, отмеченных в результате проведения ЭЭГ, может свидетельствовать в пользу речевого дефекта, имеющего органический характер. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.

К педагогической документации относятся характеристики педагогов, воспитывающих ребенка: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др.

Также для учащихся к педагогической документации можно отнести дневник, в котором отмечаются результаты текущей, промежуточной и итоговой успеваемости ребенка.

С другой стороны, дневник можно отнести к работам ребенка, поскольку в нем представлены достаточно яркие образчики самостоятельного письма обследуемого. В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуальнотипологических особенностях.

Кроме того, необходимо учитывать и стиль отношений «педагог – ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образовательной среде. Наличие неблагоприятных отношений или недостаточно грамотно сформулированных характеристик может навести нас на мысль о благоприобретенных проблемах, особенно в области освоения чтения и письма у школьников, т.е. на наличие педагогических ошибок.

Следующий шаг – изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого. Наиболее объемный и разнообразный у подростков и наименее разнообразный – у младших дошкольников.

Перечислим, что может относиться к данному виду документации:

• рисунки ребенка или его творческие поделки, которые предоставляют разнообразный материал о склонностях ребенка, его моторно-графических навыках, а при владении логопедом проективными методиками на основе их анализа можно сделать предположения об особенностях личности и акцентуациях ребенка;

• тетради.

Если к Вам для обследования придет младший школьник, попросите его родителей принести следующий набор тетрадей:

-рабочие тетради с домашними и классными работами (они необходимы для того, чтобы выявить устойчивые затруднения на письме и сравнить качество работ, выполненных дома и в школе), контрольные тетради с диктантами (позволяют выявить состояние слухового восприятия), тетради для творческих работ – сочинений и изложений (можно наблюдать в них яркие проявления дефектов строения текста, лексикограмматического недоразвития, несформированности слоговых структур);

-тетради по математике рабочие (можно обнаружить проявления недостаточности пространственных представлений и проблемы ориентации на листе бумаги).

Для старших школьников к этому набору необходимо добавить тетрадь по одному из учебных предметов – истории, географии, для лабораторных работ по химии или физике (в этих тетрадях ребенок пишет, не задумываясь над орфографической грамотностью, поэтому в них представлен максимальный набор ошибок различного характера);

• дневник школьника – он выполняет аналогичные функции. Как правило, дневники не проверяются учителями с точки зрения грамотности заполнения домашних заданий. Поэтому представленные в дневнике ошибки носят максимально развернутый характер. Кроме того, сама манера ведения дневника, характер оформления записей домашнего задания могут добавить выразительные черты в портрет нашего испытуемого.

Изучение работ ребенка помогает составить предварительный портрет личности ребенка, особенности построения его произвольной (учебной) деятельности, а также выявить те психические процессы, несформированность которых может обуславливать наличие дисграфии и дислексии у ребенка, составить перечень типичных устойчивых ошибок на письме.

Таким образом, изучение документации не только предоставляет нам прямые сведения о состоянии здоровья и освоении социально-образовательных навыков ребенка, но и предоставляет массу косвенной информации, на основе которой выстраивается беседа с родителями ребенка.

Для беседы лучше пригласить мать ребенка или мать и отца ребенка одновременно. Прежде всего необходимо установить с родителями контакт. Весь ход беседы должен быть доверительно-деловым. Нельзя заигрывать с родителями, нельзя подвергать сомнению компетенцию других специалистов, даже если Вы не согласны с теми заключениями, с которыми Вы только что познакомились.

Не забывайте, что о коллегах нельзя говорить неуважительно, тем самым Вы подвергаете сомнению уровень компетентности всех специалистов, кроме своей собственной компетенции. Это некорректно и является одним из нарушений профессиональной этики.

Как только родители вошли в кабинет (без ребенка, даже если он очень маленький), Вы, приветливо улыбаясь, представляетесь сами, если это необходимо, и уточняете имена и отчества вошедших родителей. Если в кабинете присутствует кто-либо еще, представьте этого человека и аргументируйте необходимость его присутствия. Наличие посторонних лиц при беседе с родителями недопустимо, поскольку родители в ходе этой беседы могут сообщить Вам приватную информацию, которая не подлежит разглашению. Соблюдение медицинской и педагогической тайны, безусловно, обязанность логопеда.

В процессе беседы с родителями также полезно выяснить их уровень образования и сферу профессиональной занятости. Это позволит правильно выстроить общение с родителями, на доступном для них языке. Ведь нам необходимо «достучаться» до сознания и души родителей ребенка. После установления контакта мы можем смело задавать им любые вопросы, требующие уточнения. Продемонстрируйте родителям, что Вы действительно внимательно изучили представленную ими документацию, время от времени обращаясь к ней и даже зачитывая цитаты.

В процессе беседы логопед может получить исключительно ценную информацию о личности ребенка, о стиле его взаимоотношений с окружающими, о его интересах, приверженностях и (внимание!) характере. Также в ходе беседы о ребенке, о возможных причинах появления дефекта очевидным становится стиль отношений в семье, характер взаимодействия «Ребенок – Семья – Детский сад» или «Ребенок – Семья – Школа».

Особое внимание необходимо уделить анализу стиля отношений «родители – ребенок». Небольшой процент родителей «принимает» недостатки ребенка и готовы совместно со специалистами работать по их коррекции. Чаще отмечается своеобразное отношение к ребенку как к виновнику всех своих бед, особенно когда речь идет о школьниках. Логопеды слышат в качестве причины появлений трудностей в обучении в школе следующие аргументы: «он не хочет», «она ленивая», «я не могу его заставить учиться», «он не старается» и др.

Причиной такого положения, при котором проблема ребенка рассматривается как следствие его злого умысла, а не как «страдание», часто кроется в отношении педагогов-недефектологов к проблемным детям. В ряде случаев педагоги, сами того не замечая, акцентируют внимание родителей на недостатках ребенка и требуют от них создания в семье ситуации «жесткого стиля воспитания», воспроизводящего атмосферу школы, при котором ребенку все время указывается на его недостатки, его нагружают бесполезной механической работой, заставляя ее переделывать по нескольку раз, наказывают за плохие отметки.

В результате ребенок оказывается в ситуации социальной изоляции и эмоциональной депривации, что не только не способствует формированию учебной мотивации, но еще более угнетает ее и дезорганизует деятельность, в том числе эмоциональную, этого ребенка.

Понимание личности ребенка и его социального окружения принципиально важно для адекватной организации следующих этапов обследования.

Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед

Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂

Обновлено: 12.03.2019 — 14:32

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *