
Обследование – деятельность специалиста, направленная на оценку качественных и количественных характеристик обследуемого объекта.
Логопедическое обследование – деятельность логопеда, направленная на оценку уровня сформированности речевой деятельности и языковых средств ребенка с учетом его возраста и социальной среды воспитания.
Онтогенез речевого развития – процесс формирования речи в соответствии со среднестатистической популяционной нормой.
Дизонтогенез речевого развития – процесс развития речи, характеризующийся задержкой темпов становления речи и/или отклонениями в формировании языковых средств и коммуникативных навыков по сравнению с этапами и последовательностью их становления в онтогенезе.
Речевая карта – документ обязательной отчетности логопеда, основное назначение которого состоит в фиксации аргументированного описания результатов логопедического обследования и логопедического заключения. Является основанием для определения образовательного маршрута ребенка совместно с заключениями других специалистов ПМПК.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевого недоразвития. Поэтому в последнее время в печати появилось большое количество пособий, посвященных обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста. Разрабатываемый нами подход находится в рамках психолого-педагогического направления российской логопедии 2 школы Р.Е. Левиной, в рамках которого «симптоматическому подходу к анализу речевых процессов было противопоставлено принципиально новое понимание речевой деятельности как сложного функционального единства, составные части которого зависят одна от другой и обуславливают друг друга».
Значительный рост потребности в логопедах порождает привлечение большого количества неспециалистов в эту сферу коррекционной педагогики, которые в основном ориентированы на выявление недостаточности звуковой стороны речи и ее коррекцию. Как справедливо замечает Г.В. Чиркина, «нередко сведения, полученные по трафаретным схемам обследования звуков, логопед не сопоставляет с данными глубокого изучения других сторон речи ребенка, его истории развития, особенностями речевой среды, не выстраивает в определенную иерархическую систему первичные и вторичные нарушения речевой деятельности. Не зная, какую роль играют дефекты звуков в аномальном речевом развитии ребенка, логопед ошибочно ограничивает сферу коррекционного воздействия постановкой артикуляции звуков и их первичной автоматизацией»
Остались вопросы? Пишите мне -praktikuiushchii@mail.ru
Автор- Горохова Ирина Алексеевна Логопед,дефектолог, педагог дошкольного образования
Вы можете задать свой вопрос и получить бесплатную консультацию в группе Практикующий логопед
Материал разработан для сообщества Практикующий логопед? Присоединяйтесь 🙂