Что такое артикуляционная гимнастика?

Часто слышу от родителей: «что такое гимнастика? Для чего она нужна? Можно ли ее делать дома?»

Язык – это главная мышца органов артикуляции, речи. И он как всякая мышца, нуждается в тренировке, ему это просто необходимо. Ведь язык должен быть достаточно развит, чтобы он мог выполнять тонкие целенаправленные движения, т.е. правильно произносить звуки.

Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Неправильное звукопроизношение негативное сказывается на эмоциональное и психическое состояние ребенка. Ведь искаженное произношение порой затрудняет полноценное общение со сверстниками, мешает правильному усвоению учебного материла.

И чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, нужно начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно чаще. С какого возраста? Можно начать делать простые упражнения с двух — трех лет. Гимнастика детям 3-4 лет поможет быстрей «поставить» звуки. Детям 5-6- лет гимнастика поможет преодолеть трудности уже нарушенного звукопроизношения.

Артикуляционной гимнастикой называют совокупность специальных упражнений для развития подвижности речевого аппарата (губ, языка, щек, подъязычной связки), выработки правильного артикуляционного уклада, для правильно произношения звуков.

Для того чтобы правильно осуществить подбор упражнений для артикуляционной гимнастики необходимо знать:

* Какие движения характерны для каждого органа артикуляционного (речевого) аппарата;

* Какие упражнения необходимы для коррекции каждого звука в одельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики — зарядки для языка.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков и коррекционной работы любых нарушений звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для развития подвижности органов артикуляционного аппарата, тренировку подвижности губ, мягкого неба, языка, что необходимо для правильного произнесения звуков русского языка. При составлении эффективной коррекционной методики для артикуляционной гимнастики важно учитывать особенности возрастной артикуляции и сохранных возможностях ребенка.

Существует общий алгоритм выполнения всех комплексов артикуляционной гимнастики:

* Прежде чем предложить ребенку выполнить то или иное упражнение, несмотря на то, что оно вам кажется простым, попробуйте выполнить упражнения сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

* Проводим артикуляционную гимнастику ежедневно (обязательно), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

* Частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 5-7 минут.

* Предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие (данная рекомендация относиться только к детям до 4 лет).

* Начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложными. Мною разработаны комплексы артикуляционной гимнастики для каждого звука или группы звуков. В каждый комплекс начинается с простых упражнений и заканчивается наиболее сложными упражнениями.

* Обязательно делаем гимнастику перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что делает его язычок. Мы, взрослые, не задумываемся, где у нас в данный момент, при произношении звука, находится язык (за верхними или за нижними зубами), т.е. артикуляция звуков у нас автоматизирована. А ребенку необходимо видеть и выполнять упражнения, чтобы через зрительное восприятие приобрести автоматизированный навык, поэтому ему необходимо упражняться. Идеальный вариант — сидя перед большим зеркалом, так что бы ребенок одновременно мог видеть и себя, и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив ребенка.

* Обязательно не забываем поощрять ребенка — добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет, ему просто необходимо слышать от вас, какой он молодец, ведь он старается и ему, поверьте очень сложно. Не расстраиваетесь, если даже у вас не получить сразу выполнять упражнения сразу. Попробуйте повторить их вместе с ребенком. И не стесняясь, признайтесь: «смотри у меня тоже не получается, давай вместе еще попробуем». Дорогие взрослые, будьте терпеливы, ласковы и спокойны (это сложно? Наберитесь терпения, вы для ребенка эталон всего) и все получится. Помочь ребенку, выполнить упражнение правильно, можно и шпателем, чистым пальцем, зубной щеткой. Ребенок не всегда может точно ощутить, положение в данный момент его языка, именно поэтому иногда можно и нужно прибегать к механической помощи.

* Обыгрываем каждое упражнение, чтобы ребенку было интересно. Например, придумываем сказку и охватываем все упражнения или обыгрываем каждое упражнение по отдельности.

Обновлено: 15.12.2018 — 18:27

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *